Вхождение в школьную жизнь – длительный период, одним из первых этапов которого является физиологическая и психологическая адаптация первоклассников к школе. Физиологическая адаптация подразумевает привыкание к новому режиму, к необходимости ограничивать свою подвижность во время урока.

Психологическая связана с развитием познавательных и коммуникативных навыков, формированием способности к самооценке.

Первые четыре недели обучения – период «острой адаптации» – наиболее напряженные для всех детей. В это время ребенок бывает настолько переполнен новыми впечатлениями, что даже будучи подготовленным к школе, может реагировать на события совсем нетипично. Практически все дети в этот период испытывают повышенную утомляемость, неспособность к самоорганизации, чувство тревоги и даже страха. Страх связан с новой обстановкой, неизвестностью. Чувство страха дети испытывают так же, если они сильно привязаны к родителям. Но, кроме того, чувство страха может возникнуть в связи с переживаниями о своей неспособности быть лучшим. Особенно актуально это для детей, поступивших в престижные школы, где конкуренция возникает уже на этапе приема.

Адаптационный период также связан с новыми взаимоотношениями школьника с взрослыми. В первую очередь это касается восприятия учителя, который не является в полной мере опекуном, который привычен для дошкольника в его взаимодействии с взрослыми. Отношения ученика и учителя более сдержанные, деловые, что создает определенное напряжение, сковывает учеников. Родители так же меняют свою позицию в отношении ребенка – его ответственность перед ними возрастает. Взаимоотношение с взрослыми на начальном этапе обучения формирует способность ребенка к самооценке, которая, в отличие от дошкольников, у младших школьников приобретает различный характер: она может быть адекватной, заниженной и завышенной. Во многом это зависит от характера оценок, которые он получает от взрослых.

В норме каждый ребенок способен успешно преодолеть адаптационный период. Но адаптация может оказаться высокой, средней или низкой в зависимости от различных факторов.Проблемы адаптации первоклассников к школе могут быть как субъективными (личностными) и связаны с особенностями характера самого ребенка, его психическим и физическим здоровьем, интеллектуальными способностями, так и объективными (социально-бытовыми), которые возникают исходя из особенностей среды обучения в каждом конкретном учебном заведении.

Безусловно, адаптация к школе младших школьников – педагогическая задача, с которой опытные учителя справляются вполне успешно. В первом классе начальной школы особенно активно применяются специальные игровые методы и упражнения, способствующие адаптации.

Психофизические игры снимают эмоциональное напряжение, устраняют мышечные зажимы и повышают работоспособность. Подвижные игры пробуждают сообразительность ребенка, повышают его активность и быстроту реакции, формируют чувство команды. Игры-драматизации влияют на эмоциональную сферу, развивают способность к эмпатии, позволяют преодолевать чувство страха и неуверенности, повышают выразительность движений и мимики.

Немаловажна и роль родителей в период адаптации первоклассника к школе. Важно, чтобы взрослые дома демонстрировали свою заинтересованность к тому, что переживает ребенок, стимулировали его самостоятельность и ответственность, но в то же время разделяли с ним психологическую нагрузку, которая при этом неизбежна.

Сотрудничество учителя и родителей создает общий положительный эмоциональный фон в новом социальном пространстве, в котором оказался ребенок. Это позволяет сократить период адаптации и сделать его результат высоким.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Авторизация

Последние комментарии