Вот и подросли наши детки, настало время выбирать школу, а в настоящее время даже образовательную программу, по которой будет обучаться ребенок. К сожалению, во многих городах родителям не представляется такая возможность, возможность выбора образовательной программы, и, я думаю, что это не правильно, наверно со мной согласятся многие родители.

       Ведь родители как никто другой знают способности своего ребенка.Кому то легко будет учиться, а кому то посложнее. Поэтому важно подготовить своего будущего школьника ко всем сложностям настоящей школьной жизни. Также бытует мнение, что нужно выбирать учителя, а не образовательную программу, а ведь этот момент тоже нельзя упускать, так как у плохого учителя даже лучшая модель образования многого детям не даст.
Поэтому рекомендуется послушать отзывы родителей тех учащихся, чьи дети уже закончили начальную школу.
Итак, разберемся какие модели образовательных программ на сегодняшний день предлагают современные школы и рассмотрим некоторые из них.

Модели обучения

Существуют два типа моделей обучения - традиционный и развивающий.

Традиционные программы
  • «Перспектива»,
  • «Начальная школа ХХI века»,
  • «Планета знаний»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Школа России», «Школа 2100»,«Гармония»,
  • «Классическая начальная школа».

Обучение по двум программам - автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - -считается развивающим.
Термин «развивающего обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения - система психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и родители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы) и непротиворечива. Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему развитию ученика, поскольку ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно, оценивает себя сам.

В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.
Плюсы:
1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия для стремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успехов в учебе, к развитию умений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, но он определенно должен знать, где и как самостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобы вспомнить. И еще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например, 2 умножить на 5) получаем именно столько ( будет 10, а не 16).
2) Много внимания уделяют теории и логическому построению.
3) Система Эльконина и Давыдова будет интересна родителям, которые хотят развивать их ребенка и на способность анализировать, и, более того, на умение глубоко мыслить, необычно от сверстников.
4) В учебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки у ребенка – посредством своей самооценки ученик уже в начальных классах начинает познавать и реагировать на окружающих, внешний мир вокруг него, потом выбирает тех (например, друзей-одноклассников), которые равны ему, исходя из его самооценки, его умений и возможностей. Так же программа учит критически оценивать собственные действия (самокритика) и действия своих сверстников, одноклассников. К примеру, в 1-м классе дети учатся выбирать критерии, с помощью которых они сами будут оценивать свои выполненные задания. Некоторые из критериев: насколько аккуратно написано задание, как правильно написаны буквы в соединении с другими буквами в слове, как правильно написаны цифры и т.п. Далее уже в 3-м классе ученики более самостоятельно определяют критерии, по которым будут оценивать свои работы.
5) В этой программе в выполненных работах ученика оценивается каждое его усилие.
6) Оценивают преимущественно шкалами.
Например, урок русского языка - ученикам задано подчеркнуть все гласные буквы, которые смягчают или придают твердость согласным буквам, а затем оценивают свои работы таким образом: в тетрадях на полях страницы чертят линию ( наподобие шкалы) и ставят на ней галочку или крестик, который, по их мнению, обозначает, как они справились с заданием. На их шкале чем выше поставлен крестик, тем лучше они оценивают свои выполненные работы. А потом учитель тут же на их шкале проставляет свои оценки-галочки, и ученики вместе с учителем делают анализ поставленных знаков на шкалах.
7) Личная самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя прежде всего помогает ему создать свою собственную нормальную самооценку, не заниженную и не завышенную.
8) Если программа преподносится ученикам так, как это было заложено авторами-психологами, дети, у которых вначале был даже небольшой мотив к учебе, начинают ходить в школу с интересом, на уроках все понимать, хотя возможно и не сразу.

Минусы:
1) Уровень преподаваемых предметов в программе Эльконина и Давыдова – очень высокий и сложный.
2) Эта программа не сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствии в более старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой не рекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этой программой обычно не обучают), выбирайте эту систему обучения с 1-го по 11-ый классы.
3) Может пугать отсутствие классической системы оценивания - пятибалльной системы. Однако многие специалисты говорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендации родителям и собирает своего рода портфолио, «дело» творческих работ ученика. Вместо классического дневника это портфолио служит показателем уровня успехов ребенка в обучении.
4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошли числа и т. п. Понимать причины определенно поможет при заучивании правил, и все же, необходимо ли это знать детям с такого возраста, вопрос, пожалуй, спорный, и каждый родитель пусть решает сам.
5) Особое внимание уделяют развитию работы в команде, навыков общения. Например, ученики сами проводят свои исследования чего-либо, разделившись на группы по 5 - 7 человек, далее вместе с учителем обсуждают то, к каким выводам они пришли, и затем делают общий вывод. Но такие же навыки работы отрабатываются и при обучении по другим системам.
По материалам сайта:
http://nekl-nachalka.ucoz.com/index/ehlkonina_davydova/0-31

Образовательная программа «Школа 2100»

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе,через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, арезультаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Образовательная программа «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения и направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами.

Цель программы формирования универсальных учебных действий как обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:
  • определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;
  • показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
  • определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;
  • охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;
  • предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Главная идея Образовательной системы «Школа 2100» - сделать развивающее образование не элитарным, а массовым, доступным всем.

Ведущими принципами являются:
  • Принцип обучения деятельности.
  • Принцип творчества.
  • Принцип целостного представления о мире.
  • Принцип минимакса.
  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип непрерывности.
  • Принцип вариативности.
Примечание: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Портрет выпускника Образовательной системы «Школа 2100»:
1. Человек самостоятельный (способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких; умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации).
2. Человек познающий (обладающий приемами учения, готовый к постоянному самообразованию; владеющий современными информационными технологиями).
3. Человек, умеющий жить среди людей (способный к гражданскому самоопределению; толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща).

Образовательная программа «Школа России»


Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. В программе произошли серьёзные изменения в содержании, но цели обучения остались прежними. Программа многократно обновлялась с 2000 года совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Примечание: Школа России — это та программа, по которой учились все советские школьники.

Образовательная программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Также в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности.

Минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.
Примечание: Многие родители считают эту программу скучной для детей, по которой идет очень медленное обучение.

Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цель программы— научить ребенка учиться. Программа расщитана на то, чтобы дети могли самостоятельно получать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)
Примечание: Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей

Образовательная программа «Перспектива»


Программа обеспечивает формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза. Примечание: Программа связана с областями психологии и педагогики.

Образовательная программа «Планета знаний»

Программа обеспечивает у учащихся умение решать ттворческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Примечание: целостность системы — в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем,

«Система Занкова»

 Обучение программе Занкова дает общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Примечание: Система Занкова – это обучение самостоятельности учащегося, его творческое постижение материала.

Комментарии   

 
#1 Руслан 28.05.2016 17:12
Хорошая статья.Выражаю благодарность авторам.
 

You have no rights to post comments

Поиск

Авторизация

Последние комментарии